Запись и обработка акапелл
Страница 1 из 1
Запись и обработка акапелл
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПИСИ
Звукоизоляция помещения
Если комната записи не имеет специальной акустической обработки, постарайтесь минимизировать ее влияние на звучание вокала. Микрофон воспринимает не только прямой звук вокалиста, но и отражения, которые не всегда "дружат" с вокалом. Влияние комнаты можно уменьшить, располагая микрофон подальше от стен и студийного окна, а ширмы-экраны - сзади и по бокам от певца. Простейший вертикальный звукоизолирующий экран можно изготовить из чертежных досок на основе реечной плиты и металлических уголков. Одну сторону экрана следует сделать поглощающей, например, покрыть ковролином, другую - звукоотражающей (линолеум). При записи экран располагайте за спиной вокалиста и направляйте к нему поглощающей стороной, а отражающей к задней стене.
Но на мой взгляд играет роль не сколько качество микрофона, сколько изоляция помещения от посторонних шумов. Наиболее ощутимый шум исходит от компьютера, если конечно микрофон не вынесен в другое помещение. Но это сделать не всегда удаётся, так как длина провода соединяющий микрофон со звуковой картой ограничивает передвижение оного. Можно, конечно, удлинить провод, но тут уже всё более возрастающую роль будут играть различного рода наводки. Наиболее оптимально, в этом случае, будет использование буферизированных устройств между звуковой картой и микрофоном.
Выбор микрофона
В большинстве небольших студий чаще всего применяют микрофоны с кардиоидными (односторонненаправленными) характеристиками благодаря их способности игнорировать нежелательные отражения звуковых волн от стен комнаты записи. Я же рекомендую опробовать для вокала ненаправленные (круговые) микрофоны, которые звучат более натурально и менее окрашенно по сравнению с кардиоидными, особенно если голос имеет тенденцию звучать в нос. Поместите круговой микрофон чуть ближе к вокалисту, и вы получите такое же отношение прямого и отраженного сигнала, но при лучшем общем качестве звучания.
"Ветрозащита". Выбор расстояния от вокалиста до микрофона.
При записи вокала всегда стоит использовать ветрозащитный экран (поп-фильтр). Его отсутствие приводит к появлению в вокальном треке неприятно стреляющих "п" и "б", с которыми практически невозможно бороться во время микширования. Простая конструкция в виде нескольких слоев капрона на проволочной рамке резко снизит шансы появления в вокальном треке воздушных "саунд бластеров". Широко используемые в концертной практике поролоновые ветрозащиты в студии малоэффективны.
Выбор верного расстояния от микрофона до вокалиста - предпосылка хорошей записи. Если расстояние слишком мало, то, кроме "стреляющих" согласных, можно еще столкнуться с заметными колебаниями уровня сигнала каждый раз, когда вокалист будет смещаться - не может же он простоять по стойке "смирно" всю вокальную сессию! С другой стороны, если певец находится слишком далеко от микрофона, вы получите много отзвука комнаты и, как следствие, окрашенность и "коробчатость" звучания. Начните с расстояния 15…25 см. Наилучшее положение вокального микрофона в студии - "сверху вниз", а поместить его надо на высокой тяжелой стойке. Преимущества такого метода очевидны: микрофон не закрывает пюпитр с текстом, а вокалист может во время пения свободно двигать руками, способствуя экспрессии исполнения (вспомните руки Джо Кокера!).
Правильное пользование микрофоном позволит легче контролировать уровни сигнала: предложите певцу во время исполнения громких нот смещаться чуть назад - это заметно снизит риск перегрузки предусилителя записи, и вам не понадобится применять компрессию для подравнивания отдельных фраз. Опытные певцы умеют контролировать свою громкость, наклоняясь к микрофону во время исполнения тихих, интимных фраз, используя "эффект близости" для придания голосу бархатистости и плотности. Чтобы начинающий вокалист не приближался к микрофону чересчур близко, рекомендую размещать ветрозащиту не ближе 7…10 см от микрофона. В студии во время записи микрофон всегда должен располагаться на стойке. Стоит дать микрофон певцу в руки, как в сигнале тут же появится множество шумов от рук, дыхания и скрипа микрофонного кабеля. Если же микрофон все-таки находится в руке певца, например, при записи живого концерта, включайте обрезные фильтры.
Подзвучка
Тщательно отстройте мониторный микс в наушниках у вокалиста, и, если он пожелает, можно подать ему немного реверберации для уверенного пения. Лично я не сторонник такой методики, так как с реверберацией голос в наушниках звучит краше, чем он есть на самом деле, из-за чего вокалисты менее склонны следить за своей артикуляцией, строем и манерой исполнения. Кстати, большинство профессиональных певцов предпочитают контролировать себя в наушниках сухо, без реверберации. Если имеется возможность оборудовать рабочие места музыкантов раздельной системой подзвучки (это нетрудно сделать с помощью специального усилителя для наушников) так, чтобы они сами могли индивидуально регулировать свое звучание, то это - идеальный вариант решения вопроса. Лично я редко встречал музыкантов, полностью удовлетворенных подаваемыми звукорежиссером мониторными миксами.
Некоторым вокалистам трудно контролировать свое пение в наушниках. Действительно непривычно, когда собственный голос звучит внутри головы. Для таких случаев существует необычный и редко применяемый в студиях метод мониторинга: музыкальное сопровождение подается на два студийных монитора, установленных симметрично в тон-ателье перед вокалистом. Тут главная особенность - противофазное включение этих мониторов между собой. Но сначала потребуется настроить систему, для чего нужно проделать следующее: подать фонограмму в подзвучивающие мониторы и установить комфортную громкость прослушивания; установить микрофон симметрично между мониторами и зафиксировать его положение, удобное для вокалиста. Далее, изменяя громкость одного из мониторов и контролируя уже по студийным мониторам остаточный сигнал, получаемый от этого микрофона, добиться минимального просачивания музыкального сопровождения в него. Голос вокалиста при записи в мониторы не подается - он поет без наушников. Система готова к работе. Две вещи, которые нельзя менять после настройки - это положение микрофона и громкость одного из мониторов, так как в этом случае увеличится остаточное просачивание фонограммы в вокальный трек.
Запись
Во время вокальной сессии всегда старайтесь добиться от певца наилучшего исполнения. К сожалению, достичь этого с одного дубля практически невозможно. При наличии большого числа дорожек записи (с развитием хард-дисковых систем это стало нормой) предложите певцу напеть несколько дублей, а далее с помощью монтажа соберите окончательную партию из лучших фрагментов. Всегда отмечайте лучшие фразы сразу после контрольного прослушивания во время сессии, и обязательно в присутствии певца или продюсера. При записи на аналоговый магнитофон с его ограниченным числом треков, лучшие вокальные дубли обычно получают путем многократных вписок, работая над неудавшимися фразами, после чего фрагменты удачных дублей собирают на свободную дорожку.
Вот классический метод записи бэк-вокала по методике студии Motown: несколько бэк-вокалистов, располагаясь друг против друга, одновремен-но поют в один двусторонненаправленный микрофон ("восьмерка"). Оси направленности должны быть ориентированы на вокалистов. Данный метод применяется для записи именно бэк-вокалов, которые звучат насыщеннее и красочнее, если их поют приглашенные бэк-вокалисты, а не исполнитель сольной партии.
ОБРАБОТКА ВОКАЛА
Общие принципы:
# Для начала попробуйте убрать сибилянты, выдающие низкое качество железа и поющего (естественно). Работа Мультибенд компрессора.
# Добавьте верхних обертонов (гармоник). Енхансер (ENHANSE).
# Попробуйте здвинуть на 5-25 мс один из каналов, не забудьте добавить валума (VOLUME) на запаздывающем канале (или наоборот).
# Добавлять Хал (HALL) и работать эквалайзером только в реалтайме, слыша при этом минус.
# Делай спектральные дырки для вокала. Правильно располагайте в пространстве не только вокал. Если плохая акустика, смотрите почаще на спектрометр.
Обработка вокала представляет собой не сложный процесс. Главное отличие от обработки инструмента - соблюдение дикции. На дикцию обычно влияют частотные эффекты и реверберация. Поэтому последних следует избегать, если не стоит какая-нибудь другая задача. Тут и выскакивает "прозрачный низ", о котором я говорил. Чем он прозрачнее, тем больше эффектов можно применить относительно вокала. Главный эффект, который лучше всего подходит для обработки вокала без последствий, - это делэй (DELAY).
Основная сложность, которая возникает у молодых специалистов, особенно пытающихся сводить рок-музыку, - это отдельное звучание вокала. Сейчас есть много различных возможностей сделать требуемый эффект. Но главное - как можно меньше экспериментировать с фазой. Попробуйте сделать вокал просто громче, так, чтобы он на 2/3 был амплитудно выше остальных инструментов. После этого у Вас просто в мозгах поменяется сама схема, и остальное сведение станет процессом намного более легким. Это применимо и тогда, когда Вы за микшерным пультом озвучиваете "живой" концерт.
После этого можно применять и "штриховую" схему.
# "Штриховая" техника
Это понятие я ввел для себя сам только потому, что впервые сие опробовал на гитаре. Сначала я отписал обычный трек инструмента. Потом я попросил гитариста просто поиграть на закрытых струнах. После чего я попросил сыграть его на октаву выше. В результате я получил три трека, при грамотном сведении которых между собой получилась очень интересная и объемная звуковая схема.
Буквально через год я нечто подобное услышал в вокальных партиях у Мадонны, а потом присмотрелся к Recoil "Unsound methods" (97) и понял, что Уайлдер использовал практически ту же схему для записи вокала.
После этого я попробовал данную схему записи вокала для Impedance (моя группа) и услышал новые технологии. При сведении треков основного вокала, шепота, голоса на октаву вверх и голоса на октаву вниз, причем данное сведение строилось относительно основного вокала, а остальные треки были значительно тише, получилась очень объемная и красивая картина звучания человеческого голоса.
И владельцам недорогих микрофонов, домашних студий "для уплотнения вокала" (как выразился один из моих читателей) я бы посоветовал именно ее.
Что требуется для осуществления "штриховой" техники:
# Записанные треки основного вокала, шепота, вокала на октаву верх и вокала на октаву вниз.
# Сведение строится относительно трека основного вокала (остальные намного тише).
# Голос "радио"
Сейчас очень модными являются эмуляции радиотрансляций и других техногенных эффектов. Для многих (я думаю, что и для вас, дорогие читатели) ясно, что "радио"-голос можно получить с помощью простого эквалайзера, сжав частотный дипазон вокруг 1 КГц. Наилучшего эффекта я добился, как ни странно, не с помощью параметрических эквалайзеров Waves, а в Fusion:Vinil DirectX plug-in, убрав все виниловые искажения и работая только со спектром частотного диапазона.
# "Vocoder"-подкладка
Иногда бывает трудно соединить мелодию вокала с гармонической подкладкой. Эта проблема иногда важна при производстве ремиксов. Одним из хороших решений является использование Fusion:Vocoder DirectX plug-in. То есть, можно создать из исходного вокального файла дополнительный трек, где представляется возможным с помощью вышеназванного плагина запрограммировать изменение нужной гармонии в нотах прямо в вокальном треке (например, пресет синтезатора VOX). Потом это все нужно свести с исходным.
Использование эффектов (по порядку)
- Noise Gate (Шумоподавление). Шум и свист присутствуют в звукозаписи практически всегда. Шум звуковой платы, синтезатора. Еще немного шума добавляют эквалайзеры и усилители. В 70е годы аранжировщики использовали такие звуки, как Fender Rhodes или Hohner Clavinet - а они подмешивали очень много свиста и шума. И когда к конечному музыкальному продукту добавляли phaser, flanger или chorus, он становился невыносимым. Но в студийных записях шум отсутствует. Как такое возможно? За это нужно поблагодарить звукорежиссеров, которые ведут никогда не кончающуюся войну против шума, свиста, треска, едва заметных щелчков. А помогает им в этом устройство или программный модуль Noise Gate (шумодав).
Noise Gate является неотъемлимой частью любой звукозаписывающей консоли/пульта для каждого канала. Кто занимается этим давно должны помнить MXR Noise Gate - Line Amp. Маленькая серая коробка стоимостью около 100$, которая имела одну единственную ручку, которая называлась Threshold (порог). Эта коробка устраняла шум, идущий от Clavinet или Rhodes. Но в данном устройстве не было никаких дополнительных регуляторов, кроме одной ручки, и это была проблема. Время атаки/освобождения сигнала, когда шлюз для сигнала открыт - было величиной постоянной. Те, кто пишут музыку, могут понять, как бесполезно устройство или программный модуль, у которого есть всего один или два регулятора. Однако данное устройство все равно широко применялось. В настоящее время существует множество устройств и плагинов Noise Gate. Средняя стоимость устройств такого вида 250$, но теперь у них есть множество ползунков и регуляторов, которые делают их мощным инструментом по борьбе со звуковыми шумами.
Описывать работу данного рода устройств мы начнем с описания работы регулятора Threshold, который присутствует в любом Noise Gate. Он отвечает за уровень сигнала, при котором клапан/шлюз (gate) открыт. Вы можете представить это как "сердечный клапан", который пропускает звук, по громкости превышающий некоторый установленный уровень, называемый Threshold. Если, например, порог установлен на 1 dB, "клапан" не откроется до тех пор, пока уровень сигнала не привысит 1 dB. До тех пор, пока громкость звука выше 1 dB, "клапан" остается открытым. После того как уровень сигнала устанавливается ниже 1 dB, "клапан" закрывается. На сколько быстро "клапан" будет открываться/закрываться зависит от дополнительных параметров Noise Gate. Одним из необходимых параметров Noise Gate является время освобождения (release time). Например для медленных композиций величина времени освобождения должна быть большей. При использовании инструмента Rhodes в медленных композициях, обычно включают sustain. Вследствие большой величины времени затухания (release time), аккорд Rhodes плавно "затухнет". При записи стаккато, например инструментом Clavinet, необходимо уменьшить время освобождения. Если release time будет не достаточно мал, слушатель может услышать свист и шум, который не устранен Noise Gate'ом. Такой эффект обычной называют "дыханием". Исскуство установки параметров Noise Gate для предотвращения эффекта "дыхания" требует понимания того, как выглядит динамика звучания для конкретной партии инструментов. Компрессор/Лимитер - хороший инструмент для преобработки звукового сигнала, который затем обрабатывается в Noise Gate'е.
Среди параметров Noise Gate есть еще один, позволяющий избежать "дыхания" - это Attenuation (ослабление). Данный параметр устанавливает уровень звукового сигнала при закрытом шлюзе. Обычно в Noise Gate можно устанавливать параметр ослабления до 60 dB. Например, можно установить Attenuation в 10 dB среза, при этом шлюз закрыт, но не до конца. Т.е. часть сигнала и, конечно, шума будет проходить через шлюз. В самых лучших приложениях Noise Gate, форма огибающей шума повторяет форму редактируемого сигнала. С перкуссионными инструментами это просто. Ударные всегда пишуться через Noise Gate. Но будьте осторожны при записи живых ударных. Если шлюз не открыт, из-за высоких установок порога (Threshold), ударные не запишутся.
Еще одним важным параметром является Attack (атака). Он используется для управления открытием шлюза. Большое значение параметра атаки нужно устанавливать в случае, если сигнал обработан эффектом chorus (хорус) или reverb (ревер), т.к. шлюз будет открываться плавно и медленно. Для резких инструментов лучше всего устанавливать время атаки небольшим.
Неточно настроенный гейт однозначно испортит отличный дубль, поэтому оставьте его использование для этапа микширования, если это понадобится. Коммутируйте гейт до компрессора, а порог выбирайте таким, чтобы дыхание между словами не "откусывалось" гейтом. Дыхание - составная часть экспрессивного исполнения, и без него вокал звучит безжизненно и стерильно.
# Компрессия. Компрессия может применяться в качестве обыкновенного эффекта, хотя на самом деле это особый способ обработки звука. При помощи компрессора мы сжимаем динамический диапазон сигнала, тем самым ''выводя'' вокальные партии ''наверх''. При компресии изменяется непосредственно сам аудиосигнал - изменeнный сигнал не микшируется (подобно тому, как это делается при реверберации) с исходным. Для того, чтобы представить себе лучше процесс компресии и его задачи, нарисуем мысленно следующую картинку: вообразим большой-большой бак без верхней крышки. В этом баке по кругу ходит некий паренeк - неважно зачем ему это понадобилось, главное - ходит, при этом несколько как бы подпрыгивая =) А наверху сидит ещe один паренeк с ба-альшим деревянным молотком. Паренeк с молотком - компрессор, паренeк в баке - аудиосигнал. Верхняя кромка бака - пороговый уровень (так называемый THRESHOLD). Теперь заставим парня с молотком бить по голове ходящего в баке, как только она высунется чуть выше верхней кромки бака. Время реакции парня с молотком - это время атаки (ATTACK time) компрессора. Как только голова ходящего опустится ниже кромки бака, парень с молотком должен прекратить свои удары. Понятно, что сделает он это с некоторой инерцией - это время называется задержкой (DECAY time) компрессора. Дубасить молотком необходимо со строго определeнной силой. В компрессоре этому соответствует параметр RATIO. Если выставить его бесконечно большим, то с первого же удара голова будет загоняться до уровня кромки (т.е. до уровня THRESHOLD). Это называется LIMITING (ограничение уровня) - предельная форма использования компрессора. Компрессоры сегодня используются очень широко. Их предельные формы - лимитеры (ограничители, см. выше) работают на радио и телестанциях (там это обусловлено технической необходимостью, вызванной ограниченями передающей аппаратуры и каналов передачи) - вот откуда берeтся такой отвратительный искажeнный телевизионный звук. Иногда применение компрессора просто необходимо - например, при записи голоса. Если вам повезeт, и вы найдeте достаточно хорошую певицу, то она сможет выдать сигнал с силой в 100 и выше децибел. Это не просто очень громко - такие уровни не могут быть качественно записаны при помощи современных ленточных рекордеров (устройства с ценой больше $50000 определeнно не являются ленточными рекордерами =) ). Так вот, большинство рекордеров позволяют работать с динамическим диапазоном не больше 86 децибел. Поэтому, чтобы качественно записать на него полученный нами голос, придeтся воспользоваться компрессором и понизить пики, выходящие слишком высоко в пропорции от 2:1 до 6:1 (или даже как на радио - 8:1). Уровень THRESHOLD можно сильно изменять, но не стоит делать его слишком низким. Пробуйте ! Применительно к трекерной музыке, компрессор может помочь сделать звуки более насыщенными и приятными для слушателя. Возьмите для примера сэмпл, оцифрованный вами с любого синтезатора. Он, безусловно, прекрасен, но использовать его в качестве ведущего инструмента пока не удастся. Кроме добавления ему глубины с помощью реверберации, вы можете слегка обработать его компрессором для придания ему большей энергичности. Рассмотрим этот процесс подробней. Установите параметр THRESHOLD в вашем звуковом редакторе на отметку в ''-6 дБ'' и выставьте RATIO ''4:1''. Теперь займeмся временем атаки (ATTACK). Роль атаки в звучании любого сэмпла очень важна - старайтесь никогда не повреждать эту часть обрабатываемого звука компрессором, если конечно, вы не добиваетесь этого специально. Итак, предположим, что время атаки взятого нами сэмпла составляет 14 миллисекунд. Следовательно, выставим параметр ATTACK TIME компрессора в 15 миллисекунд, чтобы он не повредил начало звучания. Параметр DECAY (задержка) установим порядка 500 миллисекунд или слегка больше - но только если мы работаем с одиночным звуком ! Помните, что если вы работаете с сэмплом, который представляет собой секвенцию (т.е. некий наигрыш, несколько сыгранных нот), вам нужно будет уменьшить DECAY TIME до 20 - 30 мс, может быть больше, может быть - меньше. Попробуйте менять его в ту и другую сторону пока не добьeтесь нужного вам результата. После обработки компрессором, нормализуйте сэмпл (NORMALIZE) - повысьте громкость до максимума. Прекрасный способ повысить энергичность басовых барабанов - пропустить их через компрессор, и ЗАТЕМ слегка (!) повысить басовую часть. Hе повредите атаковую часть bass_drum-сэмпла ! Параметр ATTACK должен быть по меньшей мере 30 мс, DECAY - 80 мс или больше. Одно из наиболее важных правил в звуковом редактировании - HИКОГДА HЕ ДОВОДИТЬ СЭМПЛ ДО СРЕЗАHИЯ ПИКОВ. Если, конечно, вы не хотите сделать это специально. Сэмплы акустической гитары следует компресиировать самую малость: THRESHOLD порядка -3 дБ, RATIO от 2:1 до 3:1. Очень эффектно компрессор воздействует на сэмплы snare_drums (''тарелочки''). Только, опять-таки, не забывайте про время атаки ! Звучание тарелок можно изменить совершенно простым понижением одного этого самого ATTACK TIME.
# EXCITER. Если вокальная партия тонет в плотной аранжировке, попробуйте обработать голос эксайтером, который, как правило, включается в разрывы линеек микшера (эксайтер - эффект последовательного типа). При этом может отпасть необходимость в компрессии вокального трека - общая компрессия всего микса отлично сделает свое дело. Тут, как и с любым эффектом, важно не переборщить: умеренное пользование выразительными средствами - признак хорошего вкуса и профессионализма.
# РЕВЕРБЕРАЦИЯ. Также не злоупотребляйте реверберацией: голосам, записанным в заглушенных помещениях, она нужна исключительно для придания ощущения пространства и реальности, но не более, чем того требует пьеса. Общее правило для реверберации: быстрые песни, нагруженные текстом, требуют небольшого ее количества, тогда как медленные баллады лишь выиграют от ощущения пространства. Прослушайте произведения известных продюсеров, работающих в близком вам стиле - вы поймете, какое количество реверберации необходимо песне.
Если записанный вокал звучит чрезмерно ярко, с повышенным уровнем высоких частот, то добавление реверберации может проявить в нем сибилянты. Вместо того, чтобы применять де-эссер на вокальном треке (он иногда звучит очень неестественно), попробуйте обработать де-эссером сигнал, подаваемый на ревербератор. Для борьбы с шипящими согласными поэкспериментируйте также с типом и тембром реверберации. Самодельный де-эссер из эквалайзера, включенного в side-chain компрессора, звучит с побочными эффектами. Качественно работает де-эссер производства SPL, использующий фазовый, а не амплитудный принцип вычитания сибилянтов. Но лучше всего бороться с ними еще на этапе записи вокала, располагая микрофон чуть выше или ниже губ вокалиста.
# ЭКВАЛАЙЗЕР. Безудержное пользование эквалайзером - признак дурного вкуса! Надо учесть, что большинство эквалайзеров недорогих пультов звучат сносно лишь при их очень умеренном использовании, и то, скорее, лишь при обрезке проблемных частот. Среднечастотный же подъем может привести к появлению носового и "фейзерного" звучания голоса. При правильном выборе типа микрофона и тщательном поиске его положения эквалайзер на сведении почти не понадобится.
Проконтролируйте, чтобы при записи вокала эквалайзер всегда находился в выключенном поло-жении! (НЧ-обрезка не в счет, это обрезные фильтры, а не эквалайзеры). Конечно, есть моменты, когда эквалайзер используется в креативных целях. Тут разница в качестве звучания бюджетного пультового и отдельного рэкового эквалайзера разительна.
Все голоса отличаются чрезвычайно. Принято не эквализировать вокал при записи по той простой причине, что в будущем будет сложно найти то же самое положение регуляторов при необходимости переписать фрагмент. Это прекрасно потому, что, в любом случае, голоса не эквализируют сильно – наше ухо наиболее чувствительно к звукам, лежащим в СЧ диапазоне, а именно там и находится АЧХ голоса.
Кроме того, наше ухо очень чувствительно к естественности звучания голоса, голос должен звучать лучше любого звука в мире, поэтому, важно эквализировать вокал как можно скупее – лишь немного убрать 300 герц, и так же немного 3000 – 4000 герц. Подъем АЧХ исходного сигнала в области верхней середины обусловлен не только гармонической структурой, присущей звуку, но, может быть и следствием применения при записи дешевого или просто плохого микрофона. Так же полезно использовать ВЧ фильтр с частотой среза 60 герц, что бы избавиться от любых низкочастотных шумов и призвуков.
# DELAY. При обработке вокала эффектами эха и задержки соотносите время их повтора с темпом песни: для этого большинство современных ревербераторов содержат опцию tap delay. Чаще всего применяется задержка в четвертную ноту, но оригинально звучащую триольную россыпь вручную не набьешь, и их придется рассчитать по темпу пьесы. "Целотемповые" задержки иногда звучат чересчур навязчиво, поэтому опробуйте многоотводные дилеи с некратными временными интервалами между задержанными сигналами.
# NORMALISE.
Определение качества смикшированного вокала
Убедитесь, что вокал смикширован с нужным уровнем. Британский метод проверки количества вокала заключается в прослушивании песни из соседней комнаты (двери должны быть открыты). Слова должны пониматься без напряжения, тогда как проваленный вокал утонет в аранжировке.
Выбор микрофона
Часто возникает такая проблема: в техническом плане запись совершенна, но звук голоса не устраивает ни звукорежиссера, ни самого вокалиста. Кстати, певцы обычно недовольны тем, как звучат их голоса на записи: это связанно с тем, что любой человек слышит свой голос по-другому, чем все остальные. Ведь мы слышим собственные голоса не только снаружи, но и прежде всего изнутри, от чего создается впечатление, что голос более низкий, чем есть на самом деле. Профессиональные вокалисты, имеющие опыт записи, обычно имеют представление о том, как должен звучать их голос на записи и всегда делают поправку на это. Если же звучание голоса на записи не нравится никому и "не соответствует действительности", то следует принимать меры. Голос на записи может получиться слишком ярким, гортанным или неразборчивым (т.е. так или иначе окрашенным): скорее всего, такая проблема вызвана неправильным выбором микрофона. Далеко не все микрофоны звучат одинаково, и далеко не всегда при записи вокала нужно применять самый лучший и дорогой микрофон. Выбор микрофона во многом зависит от типа голоса. Требуется заранее послушать, как голос звучит с несколькими микрофонами, и выбрать оптимальный вариант. Например, если у певца слишком звонкий, почти звенящий голос, то для записи подойдет динамический микрофон или конденсаторный с большой диафрагмой. Если в этом случае применять микрофон с подъемом АЧХ в области верхней середины, то он только подчеркнет недостатки голоса, и с этим треком будет невозможно справиться при сведении. Такие микрофоны годятся для записи певцов с мягкими и глубокими голосами. В ситуации, когда вокалист поет "в нос", положение может спасти конденсаторный или электретный микрофон. Динамические кардиоидные микрофоны, напротив, только усугубят эту проблему. Можно также поэкспериментировать с всенаправленным микрофоном или микрофоном с диаграммой-"восьмеркой". При их помощи можно получить более естественное звучание, чем при помощи кардиоидных микрофонов. Однако следует помнить, что всенаправленные микрофоны улавливают звук со всех сторон и отражения от стен, потолка и т.д. могут проникнуть в запись. В этом случае потребуется выбрать или обустроить помещение таким образом, чтобы поверхности, находящиеся за спиной вокалиста, поглощали звук. Наиболее простым способом решения данной проблемы является подвешивание тяжелого ковра или драпировки в соответствующем месте комнаты.
Акустическая обработка помещения
Нередко возникает такая ситуация: выбран хороший микрофон, голос у певца просто изумительный, все оборудование для записи великолепное, но при прослушивании записанного трека выясняется, что голос звучит как из коробки. В этом случае проблема заключается в акустической обработке помещения, в котором происходит запись. Однако не всегда в таком случае нужно полностью заглушать все помещение: прежде всего нужно постараться заглушить ту область, которая находится позади певца.
Для начала попробуйте сделать следующее: установите микрофон где-то в районе центра помещения (но не точно в центре) и послушайте звук голоса. Установив микрофон ближе к центру, вы тем самым сводите к минимуму количество отраженного сигнала, который может достигнуть микрофона. Теперь требуется устроить поглощающую поверхность сзади певца. Для этого подойдет тяжелая портьера, ковер или большой кусок поролона. Следует также помнить, что расстояние от певца до микрофона должно быть около 15 - 20 сантиметров: в этом случае, как правило, удается получить наиболее естественную передачу звучания голоса. Если помещение само по себе звучи плохо, то понадобится установить акустические щиты с каждой стороны микрофона.
Эффект приближения
Этот эффект нередко сказывается при записи вокала и заключается в том, что тембр голоса может существенно меняться, если вокалист немного изменяет свое положение относительно микрофона во время песни - например, чуть поворачивает голову вбок, чтобы взглянуть на листок с текстом песни. В этом случае виноват микрофон с кардиоидной направленностью. Если такой микрофон находится вблизи от источника звука, то он подчеркивает низкие частоты.
Опытные вокалисты нередко пользуются особенностью кардиоидных микрофонов для того, чтобы во время исполнения управлять тембром голоса, но менее опытные вокалисты, скорее всего, не смогут с этим справиться. Именно поэтому вокалист должен находиться как минимум на расстоянии 15 см от микрофона. Чем ближе он будет стоять, тем больше низа будет в звуке.
"П" проблемные согласные
Практически любой студийный микрофон подчеркивает звуки "б" и "п"; если эта "п"проблема не была решена при записи, от нее невозможно будет избавиться при помощи эквалайзера или эффектов при сведении. Суть проблемы состоит в искажениях, вызываемых сильными потоками воздуха: вырываясь изо рта, они "ударяют" по диафрагме микрофона, создавая "взрывной" эффект на звуках "б" и "п". Насколько силен этот поток, можно определить, поднеся ладонь ко рту, держа на расстоянии нескольких сантиметров и произнося различные слова. С этой проблемой пытаются бороться путем надевания на микрофон защитной насадки из поролона, но результат, как правило, получается весьма далеким от совершенства. Единственным правильным решением является установка специального противоветрового экрана между вокалистом и микрофоном. Его можно сделать и самостоятельно (кстати, в некоторых случаях он дает даже лучший эффект, чем "фирменный" экран) из тонкой нейлоновой сетки (КОЛГОТКИ?). Большинство звуков сквозь такой экран проникают свободно, а сильные потоки воздуха на ударных согласных, сталкиваясь с сеткой, разбиваются на мелкие части и не "бьют" по диафрагме. В качестве рамки можно использовать деревянные пяльцы диаметром около 10 - 20 см, которые продаются в любом магазине, торгующим швейным оборудованием. Экран устанавливается на отдельную стойку или прикрепляется к той же стойке, на которой находится микрофон. Некоторые умельцы изготовляют противоветровые экраны из других подсобных материалов, например, популярным решением является использование сетки, которая помещается над сковородой для предотвращения разбрызгивания масла во время жарки. Кстати, это приспособление имеет ручку, при помощи которой его можно легко укрепить на микрофонной стойке.
Шипящие и свистящие звуки
Проблема с шипящими и свистящими звуками во многом сходна по своей природе с вышеописанной "ударной" проблемой, и причиной ее также является сильный поток воздуха, образующийся при произнесении данных звуков. Если такая проблема возникла, для начала попробуйте поэкспериментировать с различными микрофонами: возможно, вам удастся подобрать такой, который сведет ее к минимуму. Кстати, если проблема с "б" и "п" возникает почти у всех певцов, то проблема с шипящими и свистящими во многом зависит от особенностей голоса: у некоторых вокалистов ее вообще нет, а у других она настолько сильна, что уровень шипящих и свистящих звуков гораздо выше, чем уровень всех остальных (иногда даже гласных). Микрофоны, имеющие подъем АЧХ в области верхней середины, подчеркивают шипящие согласные. Подобрав наиболее подходящий микрофон, вы можете применить очень простой способ, чтобы попробовать решить проблему с шипящими. Он заключается в том, что к микрофону при помощи резинок прикрепляется карандаш или ручка таким образом, чтобы закрыть самый центр (ось) микрофона. Это, кстати, помогает справиться не только с шипящими, но и с ударными согласными. Если же таким образом решить проблему не удается, вам потребуется применить специальный прибор - деэссер - либо во время записи, либо во время сведения. По принципу действия деэссер напоминает компрессор: разница заключается лишь в том, что он реагирует преимущественно на свистящие звуки. Простейший деэссер представляет собой компрессор, в управляющую цепь которого включен эквалайзер. Эквалайзер усиливает область 4…8 кГц. Компрессия срабатывает тогда, когда на вход поступает свистящий или шипящий звук. Необходимо, чтобы атака и время восстановления были короткими, тогда обработка будет происходить незаметно и не будет вызывать дополнительных искажений. Более сложные деэссеры позволяют производить ослабление уровня сигнала только в той части спектра, где звучат свистящие звуки, остальная часть вокала остается необработанной. Основное правило заключается в том, что всю обработку, связанную с коррекцией звучания голоса, лучше оставлять до сведения - конечно, только то, что можно подкорректировать. Трек, записанный с неправильными установками прибора обработки, может создать большие проблемы при сведении. Многие инженеры предпочитают записывать вокал даже без применения эквалайзера, но используют его на этапе сведения. Это позволяет записать "чистый" звук, к которому при необходимости всегда можно вернуться. Применение эквалайзера во время записи оправдывает себя только в том случае, если возникнет необходимость записать на один и тот же трек сигнал с двух или более микрофонов. Даже абсолютно чистый, не страдающий обилием свистящих и шипящих согласных вокальный трек может начать звучать слишком звучно, когда он обработан при помощи "яркого" цифрового ревербератора (подробнее об этом в другой статье). Как правило, чтобы решить эту проблему, применяют менее "яркую программу", но если в данной композиции необходимо, чтобы реверберация была "яркой", тогда следует включить деэссер и подать с него сигнал на ревербератор. В этом случае исходный вокальный звук не будет обработан, а на ревербератор будет поступать сигнал, в котором подавлены свистящие и шипящие.
Звукоизоляция помещения
Если комната записи не имеет специальной акустической обработки, постарайтесь минимизировать ее влияние на звучание вокала. Микрофон воспринимает не только прямой звук вокалиста, но и отражения, которые не всегда "дружат" с вокалом. Влияние комнаты можно уменьшить, располагая микрофон подальше от стен и студийного окна, а ширмы-экраны - сзади и по бокам от певца. Простейший вертикальный звукоизолирующий экран можно изготовить из чертежных досок на основе реечной плиты и металлических уголков. Одну сторону экрана следует сделать поглощающей, например, покрыть ковролином, другую - звукоотражающей (линолеум). При записи экран располагайте за спиной вокалиста и направляйте к нему поглощающей стороной, а отражающей к задней стене.
Но на мой взгляд играет роль не сколько качество микрофона, сколько изоляция помещения от посторонних шумов. Наиболее ощутимый шум исходит от компьютера, если конечно микрофон не вынесен в другое помещение. Но это сделать не всегда удаётся, так как длина провода соединяющий микрофон со звуковой картой ограничивает передвижение оного. Можно, конечно, удлинить провод, но тут уже всё более возрастающую роль будут играть различного рода наводки. Наиболее оптимально, в этом случае, будет использование буферизированных устройств между звуковой картой и микрофоном.
Выбор микрофона
В большинстве небольших студий чаще всего применяют микрофоны с кардиоидными (односторонненаправленными) характеристиками благодаря их способности игнорировать нежелательные отражения звуковых волн от стен комнаты записи. Я же рекомендую опробовать для вокала ненаправленные (круговые) микрофоны, которые звучат более натурально и менее окрашенно по сравнению с кардиоидными, особенно если голос имеет тенденцию звучать в нос. Поместите круговой микрофон чуть ближе к вокалисту, и вы получите такое же отношение прямого и отраженного сигнала, но при лучшем общем качестве звучания.
"Ветрозащита". Выбор расстояния от вокалиста до микрофона.
При записи вокала всегда стоит использовать ветрозащитный экран (поп-фильтр). Его отсутствие приводит к появлению в вокальном треке неприятно стреляющих "п" и "б", с которыми практически невозможно бороться во время микширования. Простая конструкция в виде нескольких слоев капрона на проволочной рамке резко снизит шансы появления в вокальном треке воздушных "саунд бластеров". Широко используемые в концертной практике поролоновые ветрозащиты в студии малоэффективны.
Выбор верного расстояния от микрофона до вокалиста - предпосылка хорошей записи. Если расстояние слишком мало, то, кроме "стреляющих" согласных, можно еще столкнуться с заметными колебаниями уровня сигнала каждый раз, когда вокалист будет смещаться - не может же он простоять по стойке "смирно" всю вокальную сессию! С другой стороны, если певец находится слишком далеко от микрофона, вы получите много отзвука комнаты и, как следствие, окрашенность и "коробчатость" звучания. Начните с расстояния 15…25 см. Наилучшее положение вокального микрофона в студии - "сверху вниз", а поместить его надо на высокой тяжелой стойке. Преимущества такого метода очевидны: микрофон не закрывает пюпитр с текстом, а вокалист может во время пения свободно двигать руками, способствуя экспрессии исполнения (вспомните руки Джо Кокера!).
Правильное пользование микрофоном позволит легче контролировать уровни сигнала: предложите певцу во время исполнения громких нот смещаться чуть назад - это заметно снизит риск перегрузки предусилителя записи, и вам не понадобится применять компрессию для подравнивания отдельных фраз. Опытные певцы умеют контролировать свою громкость, наклоняясь к микрофону во время исполнения тихих, интимных фраз, используя "эффект близости" для придания голосу бархатистости и плотности. Чтобы начинающий вокалист не приближался к микрофону чересчур близко, рекомендую размещать ветрозащиту не ближе 7…10 см от микрофона. В студии во время записи микрофон всегда должен располагаться на стойке. Стоит дать микрофон певцу в руки, как в сигнале тут же появится множество шумов от рук, дыхания и скрипа микрофонного кабеля. Если же микрофон все-таки находится в руке певца, например, при записи живого концерта, включайте обрезные фильтры.
Подзвучка
Тщательно отстройте мониторный микс в наушниках у вокалиста, и, если он пожелает, можно подать ему немного реверберации для уверенного пения. Лично я не сторонник такой методики, так как с реверберацией голос в наушниках звучит краше, чем он есть на самом деле, из-за чего вокалисты менее склонны следить за своей артикуляцией, строем и манерой исполнения. Кстати, большинство профессиональных певцов предпочитают контролировать себя в наушниках сухо, без реверберации. Если имеется возможность оборудовать рабочие места музыкантов раздельной системой подзвучки (это нетрудно сделать с помощью специального усилителя для наушников) так, чтобы они сами могли индивидуально регулировать свое звучание, то это - идеальный вариант решения вопроса. Лично я редко встречал музыкантов, полностью удовлетворенных подаваемыми звукорежиссером мониторными миксами.
Некоторым вокалистам трудно контролировать свое пение в наушниках. Действительно непривычно, когда собственный голос звучит внутри головы. Для таких случаев существует необычный и редко применяемый в студиях метод мониторинга: музыкальное сопровождение подается на два студийных монитора, установленных симметрично в тон-ателье перед вокалистом. Тут главная особенность - противофазное включение этих мониторов между собой. Но сначала потребуется настроить систему, для чего нужно проделать следующее: подать фонограмму в подзвучивающие мониторы и установить комфортную громкость прослушивания; установить микрофон симметрично между мониторами и зафиксировать его положение, удобное для вокалиста. Далее, изменяя громкость одного из мониторов и контролируя уже по студийным мониторам остаточный сигнал, получаемый от этого микрофона, добиться минимального просачивания музыкального сопровождения в него. Голос вокалиста при записи в мониторы не подается - он поет без наушников. Система готова к работе. Две вещи, которые нельзя менять после настройки - это положение микрофона и громкость одного из мониторов, так как в этом случае увеличится остаточное просачивание фонограммы в вокальный трек.
Запись
Во время вокальной сессии всегда старайтесь добиться от певца наилучшего исполнения. К сожалению, достичь этого с одного дубля практически невозможно. При наличии большого числа дорожек записи (с развитием хард-дисковых систем это стало нормой) предложите певцу напеть несколько дублей, а далее с помощью монтажа соберите окончательную партию из лучших фрагментов. Всегда отмечайте лучшие фразы сразу после контрольного прослушивания во время сессии, и обязательно в присутствии певца или продюсера. При записи на аналоговый магнитофон с его ограниченным числом треков, лучшие вокальные дубли обычно получают путем многократных вписок, работая над неудавшимися фразами, после чего фрагменты удачных дублей собирают на свободную дорожку.
Вот классический метод записи бэк-вокала по методике студии Motown: несколько бэк-вокалистов, располагаясь друг против друга, одновремен-но поют в один двусторонненаправленный микрофон ("восьмерка"). Оси направленности должны быть ориентированы на вокалистов. Данный метод применяется для записи именно бэк-вокалов, которые звучат насыщеннее и красочнее, если их поют приглашенные бэк-вокалисты, а не исполнитель сольной партии.
ОБРАБОТКА ВОКАЛА
Общие принципы:
# Для начала попробуйте убрать сибилянты, выдающие низкое качество железа и поющего (естественно). Работа Мультибенд компрессора.
# Добавьте верхних обертонов (гармоник). Енхансер (ENHANSE).
# Попробуйте здвинуть на 5-25 мс один из каналов, не забудьте добавить валума (VOLUME) на запаздывающем канале (или наоборот).
# Добавлять Хал (HALL) и работать эквалайзером только в реалтайме, слыша при этом минус.
# Делай спектральные дырки для вокала. Правильно располагайте в пространстве не только вокал. Если плохая акустика, смотрите почаще на спектрометр.
Обработка вокала представляет собой не сложный процесс. Главное отличие от обработки инструмента - соблюдение дикции. На дикцию обычно влияют частотные эффекты и реверберация. Поэтому последних следует избегать, если не стоит какая-нибудь другая задача. Тут и выскакивает "прозрачный низ", о котором я говорил. Чем он прозрачнее, тем больше эффектов можно применить относительно вокала. Главный эффект, который лучше всего подходит для обработки вокала без последствий, - это делэй (DELAY).
Основная сложность, которая возникает у молодых специалистов, особенно пытающихся сводить рок-музыку, - это отдельное звучание вокала. Сейчас есть много различных возможностей сделать требуемый эффект. Но главное - как можно меньше экспериментировать с фазой. Попробуйте сделать вокал просто громче, так, чтобы он на 2/3 был амплитудно выше остальных инструментов. После этого у Вас просто в мозгах поменяется сама схема, и остальное сведение станет процессом намного более легким. Это применимо и тогда, когда Вы за микшерным пультом озвучиваете "живой" концерт.
После этого можно применять и "штриховую" схему.
# "Штриховая" техника
Это понятие я ввел для себя сам только потому, что впервые сие опробовал на гитаре. Сначала я отписал обычный трек инструмента. Потом я попросил гитариста просто поиграть на закрытых струнах. После чего я попросил сыграть его на октаву выше. В результате я получил три трека, при грамотном сведении которых между собой получилась очень интересная и объемная звуковая схема.
Буквально через год я нечто подобное услышал в вокальных партиях у Мадонны, а потом присмотрелся к Recoil "Unsound methods" (97) и понял, что Уайлдер использовал практически ту же схему для записи вокала.
После этого я попробовал данную схему записи вокала для Impedance (моя группа) и услышал новые технологии. При сведении треков основного вокала, шепота, голоса на октаву вверх и голоса на октаву вниз, причем данное сведение строилось относительно основного вокала, а остальные треки были значительно тише, получилась очень объемная и красивая картина звучания человеческого голоса.
И владельцам недорогих микрофонов, домашних студий "для уплотнения вокала" (как выразился один из моих читателей) я бы посоветовал именно ее.
Что требуется для осуществления "штриховой" техники:
# Записанные треки основного вокала, шепота, вокала на октаву верх и вокала на октаву вниз.
# Сведение строится относительно трека основного вокала (остальные намного тише).
# Голос "радио"
Сейчас очень модными являются эмуляции радиотрансляций и других техногенных эффектов. Для многих (я думаю, что и для вас, дорогие читатели) ясно, что "радио"-голос можно получить с помощью простого эквалайзера, сжав частотный дипазон вокруг 1 КГц. Наилучшего эффекта я добился, как ни странно, не с помощью параметрических эквалайзеров Waves, а в Fusion:Vinil DirectX plug-in, убрав все виниловые искажения и работая только со спектром частотного диапазона.
# "Vocoder"-подкладка
Иногда бывает трудно соединить мелодию вокала с гармонической подкладкой. Эта проблема иногда важна при производстве ремиксов. Одним из хороших решений является использование Fusion:Vocoder DirectX plug-in. То есть, можно создать из исходного вокального файла дополнительный трек, где представляется возможным с помощью вышеназванного плагина запрограммировать изменение нужной гармонии в нотах прямо в вокальном треке (например, пресет синтезатора VOX). Потом это все нужно свести с исходным.
Использование эффектов (по порядку)
- Noise Gate (Шумоподавление). Шум и свист присутствуют в звукозаписи практически всегда. Шум звуковой платы, синтезатора. Еще немного шума добавляют эквалайзеры и усилители. В 70е годы аранжировщики использовали такие звуки, как Fender Rhodes или Hohner Clavinet - а они подмешивали очень много свиста и шума. И когда к конечному музыкальному продукту добавляли phaser, flanger или chorus, он становился невыносимым. Но в студийных записях шум отсутствует. Как такое возможно? За это нужно поблагодарить звукорежиссеров, которые ведут никогда не кончающуюся войну против шума, свиста, треска, едва заметных щелчков. А помогает им в этом устройство или программный модуль Noise Gate (шумодав).
Noise Gate является неотъемлимой частью любой звукозаписывающей консоли/пульта для каждого канала. Кто занимается этим давно должны помнить MXR Noise Gate - Line Amp. Маленькая серая коробка стоимостью около 100$, которая имела одну единственную ручку, которая называлась Threshold (порог). Эта коробка устраняла шум, идущий от Clavinet или Rhodes. Но в данном устройстве не было никаких дополнительных регуляторов, кроме одной ручки, и это была проблема. Время атаки/освобождения сигнала, когда шлюз для сигнала открыт - было величиной постоянной. Те, кто пишут музыку, могут понять, как бесполезно устройство или программный модуль, у которого есть всего один или два регулятора. Однако данное устройство все равно широко применялось. В настоящее время существует множество устройств и плагинов Noise Gate. Средняя стоимость устройств такого вида 250$, но теперь у них есть множество ползунков и регуляторов, которые делают их мощным инструментом по борьбе со звуковыми шумами.
Описывать работу данного рода устройств мы начнем с описания работы регулятора Threshold, который присутствует в любом Noise Gate. Он отвечает за уровень сигнала, при котором клапан/шлюз (gate) открыт. Вы можете представить это как "сердечный клапан", который пропускает звук, по громкости превышающий некоторый установленный уровень, называемый Threshold. Если, например, порог установлен на 1 dB, "клапан" не откроется до тех пор, пока уровень сигнала не привысит 1 dB. До тех пор, пока громкость звука выше 1 dB, "клапан" остается открытым. После того как уровень сигнала устанавливается ниже 1 dB, "клапан" закрывается. На сколько быстро "клапан" будет открываться/закрываться зависит от дополнительных параметров Noise Gate. Одним из необходимых параметров Noise Gate является время освобождения (release time). Например для медленных композиций величина времени освобождения должна быть большей. При использовании инструмента Rhodes в медленных композициях, обычно включают sustain. Вследствие большой величины времени затухания (release time), аккорд Rhodes плавно "затухнет". При записи стаккато, например инструментом Clavinet, необходимо уменьшить время освобождения. Если release time будет не достаточно мал, слушатель может услышать свист и шум, который не устранен Noise Gate'ом. Такой эффект обычной называют "дыханием". Исскуство установки параметров Noise Gate для предотвращения эффекта "дыхания" требует понимания того, как выглядит динамика звучания для конкретной партии инструментов. Компрессор/Лимитер - хороший инструмент для преобработки звукового сигнала, который затем обрабатывается в Noise Gate'е.
Среди параметров Noise Gate есть еще один, позволяющий избежать "дыхания" - это Attenuation (ослабление). Данный параметр устанавливает уровень звукового сигнала при закрытом шлюзе. Обычно в Noise Gate можно устанавливать параметр ослабления до 60 dB. Например, можно установить Attenuation в 10 dB среза, при этом шлюз закрыт, но не до конца. Т.е. часть сигнала и, конечно, шума будет проходить через шлюз. В самых лучших приложениях Noise Gate, форма огибающей шума повторяет форму редактируемого сигнала. С перкуссионными инструментами это просто. Ударные всегда пишуться через Noise Gate. Но будьте осторожны при записи живых ударных. Если шлюз не открыт, из-за высоких установок порога (Threshold), ударные не запишутся.
Еще одним важным параметром является Attack (атака). Он используется для управления открытием шлюза. Большое значение параметра атаки нужно устанавливать в случае, если сигнал обработан эффектом chorus (хорус) или reverb (ревер), т.к. шлюз будет открываться плавно и медленно. Для резких инструментов лучше всего устанавливать время атаки небольшим.
Неточно настроенный гейт однозначно испортит отличный дубль, поэтому оставьте его использование для этапа микширования, если это понадобится. Коммутируйте гейт до компрессора, а порог выбирайте таким, чтобы дыхание между словами не "откусывалось" гейтом. Дыхание - составная часть экспрессивного исполнения, и без него вокал звучит безжизненно и стерильно.
# Компрессия. Компрессия может применяться в качестве обыкновенного эффекта, хотя на самом деле это особый способ обработки звука. При помощи компрессора мы сжимаем динамический диапазон сигнала, тем самым ''выводя'' вокальные партии ''наверх''. При компресии изменяется непосредственно сам аудиосигнал - изменeнный сигнал не микшируется (подобно тому, как это делается при реверберации) с исходным. Для того, чтобы представить себе лучше процесс компресии и его задачи, нарисуем мысленно следующую картинку: вообразим большой-большой бак без верхней крышки. В этом баке по кругу ходит некий паренeк - неважно зачем ему это понадобилось, главное - ходит, при этом несколько как бы подпрыгивая =) А наверху сидит ещe один паренeк с ба-альшим деревянным молотком. Паренeк с молотком - компрессор, паренeк в баке - аудиосигнал. Верхняя кромка бака - пороговый уровень (так называемый THRESHOLD). Теперь заставим парня с молотком бить по голове ходящего в баке, как только она высунется чуть выше верхней кромки бака. Время реакции парня с молотком - это время атаки (ATTACK time) компрессора. Как только голова ходящего опустится ниже кромки бака, парень с молотком должен прекратить свои удары. Понятно, что сделает он это с некоторой инерцией - это время называется задержкой (DECAY time) компрессора. Дубасить молотком необходимо со строго определeнной силой. В компрессоре этому соответствует параметр RATIO. Если выставить его бесконечно большим, то с первого же удара голова будет загоняться до уровня кромки (т.е. до уровня THRESHOLD). Это называется LIMITING (ограничение уровня) - предельная форма использования компрессора. Компрессоры сегодня используются очень широко. Их предельные формы - лимитеры (ограничители, см. выше) работают на радио и телестанциях (там это обусловлено технической необходимостью, вызванной ограниченями передающей аппаратуры и каналов передачи) - вот откуда берeтся такой отвратительный искажeнный телевизионный звук. Иногда применение компрессора просто необходимо - например, при записи голоса. Если вам повезeт, и вы найдeте достаточно хорошую певицу, то она сможет выдать сигнал с силой в 100 и выше децибел. Это не просто очень громко - такие уровни не могут быть качественно записаны при помощи современных ленточных рекордеров (устройства с ценой больше $50000 определeнно не являются ленточными рекордерами =) ). Так вот, большинство рекордеров позволяют работать с динамическим диапазоном не больше 86 децибел. Поэтому, чтобы качественно записать на него полученный нами голос, придeтся воспользоваться компрессором и понизить пики, выходящие слишком высоко в пропорции от 2:1 до 6:1 (или даже как на радио - 8:1). Уровень THRESHOLD можно сильно изменять, но не стоит делать его слишком низким. Пробуйте ! Применительно к трекерной музыке, компрессор может помочь сделать звуки более насыщенными и приятными для слушателя. Возьмите для примера сэмпл, оцифрованный вами с любого синтезатора. Он, безусловно, прекрасен, но использовать его в качестве ведущего инструмента пока не удастся. Кроме добавления ему глубины с помощью реверберации, вы можете слегка обработать его компрессором для придания ему большей энергичности. Рассмотрим этот процесс подробней. Установите параметр THRESHOLD в вашем звуковом редакторе на отметку в ''-6 дБ'' и выставьте RATIO ''4:1''. Теперь займeмся временем атаки (ATTACK). Роль атаки в звучании любого сэмпла очень важна - старайтесь никогда не повреждать эту часть обрабатываемого звука компрессором, если конечно, вы не добиваетесь этого специально. Итак, предположим, что время атаки взятого нами сэмпла составляет 14 миллисекунд. Следовательно, выставим параметр ATTACK TIME компрессора в 15 миллисекунд, чтобы он не повредил начало звучания. Параметр DECAY (задержка) установим порядка 500 миллисекунд или слегка больше - но только если мы работаем с одиночным звуком ! Помните, что если вы работаете с сэмплом, который представляет собой секвенцию (т.е. некий наигрыш, несколько сыгранных нот), вам нужно будет уменьшить DECAY TIME до 20 - 30 мс, может быть больше, может быть - меньше. Попробуйте менять его в ту и другую сторону пока не добьeтесь нужного вам результата. После обработки компрессором, нормализуйте сэмпл (NORMALIZE) - повысьте громкость до максимума. Прекрасный способ повысить энергичность басовых барабанов - пропустить их через компрессор, и ЗАТЕМ слегка (!) повысить басовую часть. Hе повредите атаковую часть bass_drum-сэмпла ! Параметр ATTACK должен быть по меньшей мере 30 мс, DECAY - 80 мс или больше. Одно из наиболее важных правил в звуковом редактировании - HИКОГДА HЕ ДОВОДИТЬ СЭМПЛ ДО СРЕЗАHИЯ ПИКОВ. Если, конечно, вы не хотите сделать это специально. Сэмплы акустической гитары следует компресиировать самую малость: THRESHOLD порядка -3 дБ, RATIO от 2:1 до 3:1. Очень эффектно компрессор воздействует на сэмплы snare_drums (''тарелочки''). Только, опять-таки, не забывайте про время атаки ! Звучание тарелок можно изменить совершенно простым понижением одного этого самого ATTACK TIME.
# EXCITER. Если вокальная партия тонет в плотной аранжировке, попробуйте обработать голос эксайтером, который, как правило, включается в разрывы линеек микшера (эксайтер - эффект последовательного типа). При этом может отпасть необходимость в компрессии вокального трека - общая компрессия всего микса отлично сделает свое дело. Тут, как и с любым эффектом, важно не переборщить: умеренное пользование выразительными средствами - признак хорошего вкуса и профессионализма.
# РЕВЕРБЕРАЦИЯ. Также не злоупотребляйте реверберацией: голосам, записанным в заглушенных помещениях, она нужна исключительно для придания ощущения пространства и реальности, но не более, чем того требует пьеса. Общее правило для реверберации: быстрые песни, нагруженные текстом, требуют небольшого ее количества, тогда как медленные баллады лишь выиграют от ощущения пространства. Прослушайте произведения известных продюсеров, работающих в близком вам стиле - вы поймете, какое количество реверберации необходимо песне.
Если записанный вокал звучит чрезмерно ярко, с повышенным уровнем высоких частот, то добавление реверберации может проявить в нем сибилянты. Вместо того, чтобы применять де-эссер на вокальном треке (он иногда звучит очень неестественно), попробуйте обработать де-эссером сигнал, подаваемый на ревербератор. Для борьбы с шипящими согласными поэкспериментируйте также с типом и тембром реверберации. Самодельный де-эссер из эквалайзера, включенного в side-chain компрессора, звучит с побочными эффектами. Качественно работает де-эссер производства SPL, использующий фазовый, а не амплитудный принцип вычитания сибилянтов. Но лучше всего бороться с ними еще на этапе записи вокала, располагая микрофон чуть выше или ниже губ вокалиста.
# ЭКВАЛАЙЗЕР. Безудержное пользование эквалайзером - признак дурного вкуса! Надо учесть, что большинство эквалайзеров недорогих пультов звучат сносно лишь при их очень умеренном использовании, и то, скорее, лишь при обрезке проблемных частот. Среднечастотный же подъем может привести к появлению носового и "фейзерного" звучания голоса. При правильном выборе типа микрофона и тщательном поиске его положения эквалайзер на сведении почти не понадобится.
Проконтролируйте, чтобы при записи вокала эквалайзер всегда находился в выключенном поло-жении! (НЧ-обрезка не в счет, это обрезные фильтры, а не эквалайзеры). Конечно, есть моменты, когда эквалайзер используется в креативных целях. Тут разница в качестве звучания бюджетного пультового и отдельного рэкового эквалайзера разительна.
Все голоса отличаются чрезвычайно. Принято не эквализировать вокал при записи по той простой причине, что в будущем будет сложно найти то же самое положение регуляторов при необходимости переписать фрагмент. Это прекрасно потому, что, в любом случае, голоса не эквализируют сильно – наше ухо наиболее чувствительно к звукам, лежащим в СЧ диапазоне, а именно там и находится АЧХ голоса.
Кроме того, наше ухо очень чувствительно к естественности звучания голоса, голос должен звучать лучше любого звука в мире, поэтому, важно эквализировать вокал как можно скупее – лишь немного убрать 300 герц, и так же немного 3000 – 4000 герц. Подъем АЧХ исходного сигнала в области верхней середины обусловлен не только гармонической структурой, присущей звуку, но, может быть и следствием применения при записи дешевого или просто плохого микрофона. Так же полезно использовать ВЧ фильтр с частотой среза 60 герц, что бы избавиться от любых низкочастотных шумов и призвуков.
# DELAY. При обработке вокала эффектами эха и задержки соотносите время их повтора с темпом песни: для этого большинство современных ревербераторов содержат опцию tap delay. Чаще всего применяется задержка в четвертную ноту, но оригинально звучащую триольную россыпь вручную не набьешь, и их придется рассчитать по темпу пьесы. "Целотемповые" задержки иногда звучат чересчур навязчиво, поэтому опробуйте многоотводные дилеи с некратными временными интервалами между задержанными сигналами.
# NORMALISE.
Определение качества смикшированного вокала
Убедитесь, что вокал смикширован с нужным уровнем. Британский метод проверки количества вокала заключается в прослушивании песни из соседней комнаты (двери должны быть открыты). Слова должны пониматься без напряжения, тогда как проваленный вокал утонет в аранжировке.
Выбор микрофона
Часто возникает такая проблема: в техническом плане запись совершенна, но звук голоса не устраивает ни звукорежиссера, ни самого вокалиста. Кстати, певцы обычно недовольны тем, как звучат их голоса на записи: это связанно с тем, что любой человек слышит свой голос по-другому, чем все остальные. Ведь мы слышим собственные голоса не только снаружи, но и прежде всего изнутри, от чего создается впечатление, что голос более низкий, чем есть на самом деле. Профессиональные вокалисты, имеющие опыт записи, обычно имеют представление о том, как должен звучать их голос на записи и всегда делают поправку на это. Если же звучание голоса на записи не нравится никому и "не соответствует действительности", то следует принимать меры. Голос на записи может получиться слишком ярким, гортанным или неразборчивым (т.е. так или иначе окрашенным): скорее всего, такая проблема вызвана неправильным выбором микрофона. Далеко не все микрофоны звучат одинаково, и далеко не всегда при записи вокала нужно применять самый лучший и дорогой микрофон. Выбор микрофона во многом зависит от типа голоса. Требуется заранее послушать, как голос звучит с несколькими микрофонами, и выбрать оптимальный вариант. Например, если у певца слишком звонкий, почти звенящий голос, то для записи подойдет динамический микрофон или конденсаторный с большой диафрагмой. Если в этом случае применять микрофон с подъемом АЧХ в области верхней середины, то он только подчеркнет недостатки голоса, и с этим треком будет невозможно справиться при сведении. Такие микрофоны годятся для записи певцов с мягкими и глубокими голосами. В ситуации, когда вокалист поет "в нос", положение может спасти конденсаторный или электретный микрофон. Динамические кардиоидные микрофоны, напротив, только усугубят эту проблему. Можно также поэкспериментировать с всенаправленным микрофоном или микрофоном с диаграммой-"восьмеркой". При их помощи можно получить более естественное звучание, чем при помощи кардиоидных микрофонов. Однако следует помнить, что всенаправленные микрофоны улавливают звук со всех сторон и отражения от стен, потолка и т.д. могут проникнуть в запись. В этом случае потребуется выбрать или обустроить помещение таким образом, чтобы поверхности, находящиеся за спиной вокалиста, поглощали звук. Наиболее простым способом решения данной проблемы является подвешивание тяжелого ковра или драпировки в соответствующем месте комнаты.
Акустическая обработка помещения
Нередко возникает такая ситуация: выбран хороший микрофон, голос у певца просто изумительный, все оборудование для записи великолепное, но при прослушивании записанного трека выясняется, что голос звучит как из коробки. В этом случае проблема заключается в акустической обработке помещения, в котором происходит запись. Однако не всегда в таком случае нужно полностью заглушать все помещение: прежде всего нужно постараться заглушить ту область, которая находится позади певца.
Для начала попробуйте сделать следующее: установите микрофон где-то в районе центра помещения (но не точно в центре) и послушайте звук голоса. Установив микрофон ближе к центру, вы тем самым сводите к минимуму количество отраженного сигнала, который может достигнуть микрофона. Теперь требуется устроить поглощающую поверхность сзади певца. Для этого подойдет тяжелая портьера, ковер или большой кусок поролона. Следует также помнить, что расстояние от певца до микрофона должно быть около 15 - 20 сантиметров: в этом случае, как правило, удается получить наиболее естественную передачу звучания голоса. Если помещение само по себе звучи плохо, то понадобится установить акустические щиты с каждой стороны микрофона.
Эффект приближения
Этот эффект нередко сказывается при записи вокала и заключается в том, что тембр голоса может существенно меняться, если вокалист немного изменяет свое положение относительно микрофона во время песни - например, чуть поворачивает голову вбок, чтобы взглянуть на листок с текстом песни. В этом случае виноват микрофон с кардиоидной направленностью. Если такой микрофон находится вблизи от источника звука, то он подчеркивает низкие частоты.
Опытные вокалисты нередко пользуются особенностью кардиоидных микрофонов для того, чтобы во время исполнения управлять тембром голоса, но менее опытные вокалисты, скорее всего, не смогут с этим справиться. Именно поэтому вокалист должен находиться как минимум на расстоянии 15 см от микрофона. Чем ближе он будет стоять, тем больше низа будет в звуке.
"П" проблемные согласные
Практически любой студийный микрофон подчеркивает звуки "б" и "п"; если эта "п"проблема не была решена при записи, от нее невозможно будет избавиться при помощи эквалайзера или эффектов при сведении. Суть проблемы состоит в искажениях, вызываемых сильными потоками воздуха: вырываясь изо рта, они "ударяют" по диафрагме микрофона, создавая "взрывной" эффект на звуках "б" и "п". Насколько силен этот поток, можно определить, поднеся ладонь ко рту, держа на расстоянии нескольких сантиметров и произнося различные слова. С этой проблемой пытаются бороться путем надевания на микрофон защитной насадки из поролона, но результат, как правило, получается весьма далеким от совершенства. Единственным правильным решением является установка специального противоветрового экрана между вокалистом и микрофоном. Его можно сделать и самостоятельно (кстати, в некоторых случаях он дает даже лучший эффект, чем "фирменный" экран) из тонкой нейлоновой сетки (КОЛГОТКИ?). Большинство звуков сквозь такой экран проникают свободно, а сильные потоки воздуха на ударных согласных, сталкиваясь с сеткой, разбиваются на мелкие части и не "бьют" по диафрагме. В качестве рамки можно использовать деревянные пяльцы диаметром около 10 - 20 см, которые продаются в любом магазине, торгующим швейным оборудованием. Экран устанавливается на отдельную стойку или прикрепляется к той же стойке, на которой находится микрофон. Некоторые умельцы изготовляют противоветровые экраны из других подсобных материалов, например, популярным решением является использование сетки, которая помещается над сковородой для предотвращения разбрызгивания масла во время жарки. Кстати, это приспособление имеет ручку, при помощи которой его можно легко укрепить на микрофонной стойке.
Шипящие и свистящие звуки
Проблема с шипящими и свистящими звуками во многом сходна по своей природе с вышеописанной "ударной" проблемой, и причиной ее также является сильный поток воздуха, образующийся при произнесении данных звуков. Если такая проблема возникла, для начала попробуйте поэкспериментировать с различными микрофонами: возможно, вам удастся подобрать такой, который сведет ее к минимуму. Кстати, если проблема с "б" и "п" возникает почти у всех певцов, то проблема с шипящими и свистящими во многом зависит от особенностей голоса: у некоторых вокалистов ее вообще нет, а у других она настолько сильна, что уровень шипящих и свистящих звуков гораздо выше, чем уровень всех остальных (иногда даже гласных). Микрофоны, имеющие подъем АЧХ в области верхней середины, подчеркивают шипящие согласные. Подобрав наиболее подходящий микрофон, вы можете применить очень простой способ, чтобы попробовать решить проблему с шипящими. Он заключается в том, что к микрофону при помощи резинок прикрепляется карандаш или ручка таким образом, чтобы закрыть самый центр (ось) микрофона. Это, кстати, помогает справиться не только с шипящими, но и с ударными согласными. Если же таким образом решить проблему не удается, вам потребуется применить специальный прибор - деэссер - либо во время записи, либо во время сведения. По принципу действия деэссер напоминает компрессор: разница заключается лишь в том, что он реагирует преимущественно на свистящие звуки. Простейший деэссер представляет собой компрессор, в управляющую цепь которого включен эквалайзер. Эквалайзер усиливает область 4…8 кГц. Компрессия срабатывает тогда, когда на вход поступает свистящий или шипящий звук. Необходимо, чтобы атака и время восстановления были короткими, тогда обработка будет происходить незаметно и не будет вызывать дополнительных искажений. Более сложные деэссеры позволяют производить ослабление уровня сигнала только в той части спектра, где звучат свистящие звуки, остальная часть вокала остается необработанной. Основное правило заключается в том, что всю обработку, связанную с коррекцией звучания голоса, лучше оставлять до сведения - конечно, только то, что можно подкорректировать. Трек, записанный с неправильными установками прибора обработки, может создать большие проблемы при сведении. Многие инженеры предпочитают записывать вокал даже без применения эквалайзера, но используют его на этапе сведения. Это позволяет записать "чистый" звук, к которому при необходимости всегда можно вернуться. Применение эквалайзера во время записи оправдывает себя только в том случае, если возникнет необходимость записать на один и тот же трек сигнал с двух или более микрофонов. Даже абсолютно чистый, не страдающий обилием свистящих и шипящих согласных вокальный трек может начать звучать слишком звучно, когда он обработан при помощи "яркого" цифрового ревербератора (подробнее об этом в другой статье). Как правило, чтобы решить эту проблему, применяют менее "яркую программу", но если в данной композиции необходимо, чтобы реверберация была "яркой", тогда следует включить деэссер и подать с него сигнал на ревербератор. В этом случае исходный вокальный звук не будет обработан, а на ревербератор будет поступать сигнал, в котором подавлены свистящие и шипящие.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения